Чип-тюнинг — это изменение программы блока управления ДВС, что позволяет улучшить показатели двигателя внутреннего сгорания. Сделать можно практически всё — от изменения топливных карт и сдвига отсечки до отключения различных датчиков, таких как лямбда-зонды, ЕГР, Вихревые заслонки и.т.д...
Работой двигателя управляет ЭБУ – электронный блок управления, который поддается перепрограммированию (в аналогии с компьютерами – это переустановка операционной системы).
Если с двигателя можно снять большую мощность, поменяв лишь «прошивку», почему этого не сделают прямо на заводе? Неужели производители глупее чип-тюнеров?
Нет, не глупее. Однако для производителей удельная мощность не является главным критерием. Двигатели редко форсируют на 100% их физических возможностей, и причины могут быть самые разные. Иногда выбирают мощность, выгодную с точки зрения налогов, либо «душат» мотор, чтобы снизить выбросы СО2 – от них в Европе зависят налоги.
В современных моторах все большее значение приобретают экологические характеристики. Очень часто для снижения вредных выбросов приходится одновременно жертвовать и мощностью, и экономичностью. Чип-тюнинг позволяет улучшить отдачу мотора, поступившись его эко-стандартом.
Насколько можно поднять мощность и момент за счет чип-тюнинга?
Для атмосферных моторов пределы небольшие – обычно 3-7%, иногда до 10-15%. Обычно при чип-тюнинге безнаддувных двигателей большее внимание уделяют не максимальной мощности, которая используется редко, а крутящему моменту в среднем диапазоне оборотов. Это делает двигатель более «живым».
Лучше поддаются чип-тюнингу наддувные моторы, как бензиновые, так и дизели – здесь удается выжать 25-30%, иногда – до 50%.
Какие именно параметры меняются во время чип-тюнинга?
Меняются калибровочные коэффициенты, отвечающие за зависимости углов опережения зажигания (впрыскивания для дизелей), коэффициента избытка воздуха, фаз газораспределения (в двигателях с их автоматическим регулированием), алгоритм работы перепускного клапана системы наддува, а также ряд других параметров.
В чем смысл чип-тюнинга безнаддувных моторов, если прибавка мощности невелика?
Выжать большую мощность из атмосферного мотора, не принося в жертву его ресурс, очень сложно. Поэтому максимальная мощность после чип-тюнинга обычно меняется незначительно.
Основное внимание тюнеры уделяют кривой крутящего момента, стараясь поднять ее в зоне средних оборотов, которые чаще всего и используются при обычной езде. Условно говоря, уделяют большее внимание не объективной динамике (по секундомеру), а субъективной. Двигатель становится более эластичным, иногда острее реагирует на газ, и это создает ощущение, что мотор ощутимо прибавил в мощности.
При чип-тюнинге возможно одновременное увеличение мощности и улучшение топливной экономичности, например, за счет снижения экологических параметров двигателя. Так, выбросы окислов азота зависят от максимальной температуры в цилиндре. При уменьшении угла опережения зажигания ниже оптимального значения содержание окислов азота падает, но снижаются и мощность, и экономичность. Увеличивая угол, иногда удается одновременно поднять и мощность, и экономичность, но ценой экологичности двигателя. Понятное дело, что большинство клиентов она не волнует.
Сколько стоит чип-тюнинг?
Зависит от автомобиля:
цены на типовую прошивку отечественного автомобиля начинаются от 1500 рублей, все зависит от конкретного автомобиля и его блока управления двигателя
Как делают чип-тюнинг?
Сначала автомобиль проходит диагностику, чтобы исключить неисправности, которые помешают чипованию.
Если все хорошо, исходная программа ЭБУ считывается и сохраняется, и если клиент остается недоволен новой программой в течение 1-2 недель эксплуатации, заливается прежняя версия прошивки и возвращаются деньги.
Затем данные об автомобиле и его программа передаются специалистам-калибровщикам, которые пишут новую программу, опираясь на предыдущий опыт работы с данной моделью.
После получения измененной версии прошивки последняя программируется в электронный блок управления двигателем Вашего автомобиля.
Вид работ |
Двигатель |
Цена |
Типовой чип тюнинг |
бензиновый атмосферный двигатель |
4500-12000 |
Типовой чип тюнинг |
бензиновый турбированый двигатель |
8000-35000 |
Типовой чип тюнинг |
дизельный турбированный двигатель |
8000-45000 |
Типовой чип тюнинг |
Great Wall, Lifan, Chery, Geely, Haima, Vortex, FAW |
4500-8000 |
Отключение системы (клапана) EGR |
дизельный, бензиновый двигатель |
5000-20000 |
Отключение сажевого фильтра DPF |
дизельный турбированный двигатель |
7000-20000 |
Отключение присадки мочевины AdBlue, SCR |
дизельный турбированный двигатель |
16000-35000 |
Отключение вихревых заслонок VSA |
бензиновый, дизельный турбированный двигатель |
8000-15000 |
Отключение контроля катализатора, лямбда-зонда |
бензиновый двигатель |
4500-15000 |
Отключение других систем и кодов ошибок DTC |
любой двигатель |
4500-15000 |
Модель автомобиля и блока управления |
Цена |
2110/2111/2112, Богдан, Приора, Калина, Нива 4x4 21214/2131 (Январь 5.1, VS 5.1, MP7.0, Январь 7.2, Январь 7.2+, BOSCH 7.9.7) |
3500 |
Samara 2108/2109/21099 (Январь 5.1, VS 5.1, BOSCH MP7.0, Январь 7.2, Январь 7.2+) |
3500 |
2110/2111/2112, Samara 2108/2109/21099 (BOSCH M1.5.4) |
3500 |
Samara-2 2113/2114/2115 (Январь 5.1, VS 5.1, MP7.0, Январь 7.2, Январь 7.2+, BOSCH 7.9.7) |
3500 |
Samara-2 2113/2114/2115 (М73 E3) |
4000 |
Samara-2 2113/2114/2115 E-GAZ(М74) |
4500 |
Классика (М74К) |
4000 |
Нива 4x4 21214/2131 (BOSCH MP7.0) |
3500 |
Нива 4x4 21214/2131 E-GAZ (ME17.9.7) |
5000 |
Нива Шевроле 2123/2130 (MP 7.0 E2/E3, BOSCH M7.9.7+) |
4500 |
Нива Шевроле 2123 (ME17.9.7) |
5000 |
Нива Шевроле Z18XE(Simtec 71) |
5000 |
Калина (M73 E3) |
4000 |
Калина E-GAZ (M74, ME17.9.7, M75) |
4500 |
Приора (M73 E3) |
4000 |
Приора E-GAZ (M74, M74 CAN, ME17.9.7, M75) |
4500 |
Гранта (M74 CAN) |
5000 |
Largus (Siemens EMS 3132) |
5500 |
Vesta, X-Ray, Largus (M86) |
6000 |